ВАЗ-2104 Жигули/Lada Nova Break -
пятиместный универсал классической компоновки, относящийся ко второму
поколению "классики" Волжского автозавода.
С конца 1984 года
этот пятиместный универсал второго поколения "классики" сменил на
конвейере универсал "первого" поколения - ВАЗ-2102, но еще год их
выпускали вместе.
Жигулёвский универсал ВАЗ-2104 остается самым
популярным отечественным малолитражным грузопассажирским автомобилем. Он
пользуется устойчивой репутацией семейно-дачной машины и развозного
фургона для городской "палаточной торговли", так что, пожалуй, мода на
него никогда не пройдет. Немаловажную роль в этом сыграли следующие
факторы: доступность запчастей и сервиса, приличный грузовой объем
салона, относительно современная конструкция (хотя и морально
устаревшая, но для универсала это не самый большой недостаток) и
относительно невысокая стоимость. В базовой комплектации отделка салона
довольно аскетична, как и у базового седана ВАЗ-2105.
Модель
ВАЗ-21043, выпускавшаяся параллельно с ВАЗ-2104, это более мощная
модификация с двигателем ВАЗ-2103 рабочим объемом 1,5 л (карбюратор
2107) и пятиступенчатой механической коробкой передач ВАЗ-21074,
полностью унифицированной с четырехступенчатой КП, что делает автомобиль
более динамичным и приятным в управлении.
Часть автомобилей,
начиная с 90-х годов, комплектуют приборной доской типа ВАЗ-2107.
Стоимость в этом случае несколько выше. Еще дороже на рынке ценятся
универсалы модификации ВАЗ-21047, оснащенные облицовкой радиатора,
пятиступенчатой коробкой передач, электрооборудованием и салоном с
ковшеобразными передними сиденьями от ВАЗ-2107. Фактически этот вариант
можно считать модификацией "люксового" ВАЗ-2107 с кузовом универсал.
Модернизации, коснувшиеся моделей ВАЗ-2105 или ВАЗ-2106, оставили в
стороне "четверку-универсал", но тем не менее некоторые отличия
электрики и системы питания возможны на моделях 1984, 1988 и 1990 годов.
Складной задний ряд сидений позволяет увеличить объем багажного
отделения с 375 до 1340 л, и тогда можно перевозить даже двухкамерный
холодильник в упаковке. Но спинка заднего сиденья складывается только
целиком, из-за этого нельзя одновременно перевозить длинномерный груз и
одного-двух пассажиров на заднем сидении. Конструкция кузова позволяет
разместить на крыше длинный багажник, но перегружать его не рекомендуют:
расчетная жесткость кузова универсала значительно ниже, чем у седанов
ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 (поэтому на панели крыши есть выштамповки для
усиления жесткости). Полная нагрузка автомобиля не должна превышать
допустимые 455 кг, иначе во время движения из-за динамических нагрузок
кузов и несущие части деформируются и нарушат геометрию подвески. Не
стоит увлекаться также буксировкой тяжелых прицепов - может "повести"
кузов. Кстати, из-за этого не стоит переплачивать за наличие фаркопа на
подержанном экземпляре. Поэтому при покупке "вазовского" универсала
двух-трехлетней давности опробуйте машину на ходу и внимательно
(желательно пригласить специалиста) изучите места креплений
амортизаторов подвески, рычагов и силовых элементов ходовой части.
Подъемную
заднюю дверь на автомобилях до 1994 года оснащали стеклоочистителями
только в экспортных исполнениях, среди которых в последнее время стали
часто встречаться версии ВАЗ-21044 с 1,7-литровым двигателем, оснащенные
системой центрального впрыска вместо карбюратора и каталитическим
нейтрализатором. Компания "ВАЗинтерсервис" на базе универсала собирает
малыми партиями пикап ВАЗ-21043-33 грузоподъемностью 450 кг. При покупке
ВАЗ-2104 обратите внимание на состояние внутренней части ниши в
багажнике, где лежит запасное колесо и топливный бак, а также состояние
уплотнителя задней двери. Обычно старые, давно перекрашенные
реэкспортные автомобили со "скрученными- спидометрами и внешним лоском
выдают именно скрытые полости, до которых "не дошли руки"
продавцов-обманщиков. У отработавших свой срок автомобилей встречаются
переваренные участки кузова, а на лонжероне, проходящем над задним
мостом, - трещины. Покупка таких машин - выброшенные на ветер деньги.
В
зависимости от вашего желания ВАЗ-2104 изнутри может быть разным.
Спартанский вариант предполагает стандартную панель с минимально
необходимым набором включателей и контрольно - измерительных приборов,
обивку салона и сидений со стандартными подголовниками искусственной
кожей, резиновые коврики пола. Желание большего комфорта будет
удовлетворено улучшенной обивкой сидений (передние - с высоко поднятой
спинкой) из ворсованного трикотажа, цельноформованными накладками
дверей, ворсованными ковриками пола. Подчеркнет это ощущение панель
приборов с дополнительной центральной консолью, которые располагают
расширенным набором функциональных клавишей и контрольной аппаратуры,
оригинальное рулевое колесо. Но в обоих вариантах вас надежно защищают
инерционные (передние и задние) ремни безопасности.
В 1994 году
ВАЗ-2104 с двигателем рабочим объемом 1,3 л снята с производства.
Сегодня базовой моделью стала ВАЗ-21043 с двигателем рабочим объемом
1,45 л, ВАЗ-21043-02 с 07 салоном и приборной панелью. Не так давно
появилась модификация ВАЗ-21045 с дизельным двигателем производства
"Барнаултрансмаш", объемом 1,52 литра, ВАЗ-21044-40 с центральным
впрыском.