За основу ваз-2101 взяли Fiat 124,
модель 1966 года с базовой комплектацией - обладающая двигателем объем которого 1,2 литра, и
отделка салона - начального уровня.
Конкретный прототип Fiat 124R("Russia") фактически это был ВАЗ-2101, только итальянской мелкосерийной сборки, который
участвовал в многочисленных испытаниях.
Было существенно доработано конструкцию автомобиля для советских условий: увеличено дорожный просвет, усилено подвеску и кузов - но все же этого было недостаточно. Задние тормоза (дисковые) были заменены барабанными, так как барабанные были более стойки до загрязнения и долговечней. Колодки задних дисковых тормозов (итальянского производства) при эксплуатировании на просёлочных дорогах стирались до метала за 500-600 километров пробега.
Существенно изменена конструкция двигателя : Fiat 124 имел нижневальный двигатель, как у "москвича-408", и у "волги", распредвал было перенесено в головку цилиндров, и увеличили расстояние между цилиндрами - для того что-бы можно было нарастить их диаметр. Добавлено "кривой стартер". Сцепление - была увеличена размерность с 180мм до 200мм. Доработана конструкция синхронизаторов в коробке передач. Карданная передача совершено иная, через снятие реактивной трубы. Также новый ведущий задний мост. Задняя подвеска, которая была с
реактивной трубой, заменена на современную пяти-штанговой конструкции. Снаружи сделали наружное зеркало заднего вида(только слева), дверные ручки сделаны травмобезопасными, то-есть утопленными. Масса в итоге увеличилась на 90 килограмм и составила 945 килограммов.
Всего в конструкцию
«Fiat» внесли более восьми сотен изменений, с итальянской, и
советской стороной. Основная масса работы над проектом - с признания
специалистов автозавода ВАЗ, была сделана итальянскими специалистами.
В 1970 году 19 апреля на главном конвейере волжского автозавода собрали первый экземпляр новой модели, Бенито Гуидо Савоини - итальянский шеф-инструктор свёл его с конвейера.
В сборке автомобиля принимали участие слесари с Волжского автозавода: И.
Осипов, В. Присяжнюк, В. Глазунов, В. Орлихин, В. Гусев. Через девятнадцатилетней эксплуатации, самый
первый товарный автомобиль, занял в музее Волжского автомобильного завода свое место.
По распространенной легенде, "ВАЗ-2101" собирался из деталей привезенных из Италии, но это не так, с самого начала он собирался без поставок деталей с Fiat (большинство узлов копейки имели более-менее сещественные отличия от оригинальных с Fiat-124 производившегося в Италии) целиком из локализованных частей.
Штампы и клейма в первое время оставались "фиатовскими", так
что эти обозначение вполне могли нести также детали произведенные в советском союзе на итальянском оборудовании, следовательно с внесением в
конструкцию автомобиля изменений и естественного износа оснастки они
стали исчезать.
Качество изготовления, автомобилей ВАЗ, действительно со
временем только снижалось, но эта тенденция находилась в полном соответствии с
теми которые были характерны в те годы для всей советской, и не только
автомобильной, промышленности.
Часть деталей автомобиля была произведена вовсе не в советском союзе, а в других странах Соц-лагеря, в рамках экономической взаимопомощи внутри СЭВ,
например Польше, где уже с 1967 года уже выпускали очень близкий конструктивно автомобиль, причем с полным сохранением обозначений FIAT -
Polski Fiat 125p,
и соответственно могла также нести латинскую символику, что возможно и было причиной появления легенды о про первые "итальянские копейки". После, на польских "Фиатах" появились детали, уже производившиеся в
СССР - например утопленные ручки дверей.